paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

  • Location:
  • Music:

Шестнадцатая симфония Мясковского (1935 - 1936)

для оркестра тройного состава (без контрафагота), с посвящением оркестру Московской Государственной Филармонии


Светлый ручей скатывается кубарем; брызжет и светится изнутри, пока, наконец, не впадает в спокойные, тёмные воды всемерного потока, привольного и вольного – с густым замесом непрозрачной глубины.
Магистральное движение не прерывается уже ничем; в стороне остаётся и мельничное колесо, дырявой ложкой хлебающее студёную воду и движение на том берегу; величественное и величавое. Там строят новую жизнь, освещённую масленым блином огромного солнца.
Мясковский даёт нам пример панорамной съёмки, выхватывающей из всеобщего энтузиазма стремительные детали. Главное здесь, всё-таки – взгляд со стороны. Ну, и, конечно, размах, за который можно спрятаться, засунув интеллигентские трепыхания за пазуху.
Хотя внутри этой жирной социальной мякоти полно перезрелых тканей, не всё так гладко и волокнисто как кажется с первого взгляда. Очень уж напряжён трубный зов, время от времени звучащий скрежетом зубовным.

Но гаснет долгий день… Кларнет утло идёт по улице опустевшей слободы, остро пахнущей крапивой и древесиной. Панорама превращается в крупный план. Поры, пот. Мысленные мысли. Протяжный простор подставляет спину дождю, ветру. Человек идёт, не взирая на дождь. Умиротворение и гармония на фоне преображённой, преображаемой природы. Хочется чтобы это была Сибирь – её, сколько ни трогай, всю не перемелешь. Не переколешь.


Третья часть сгущает тучи. Воздушный коридор закрывается. Занавес опускается. Мы спускаемся на этаж ниже, вплываем в тяжеловесное движение боками внутри облаков психологических процессов (?), то есть оказываемся где-то совсем уже внутри. Под толщей воды. Затаившаяся скорбь, требующая выхода, разрешения. Разрешённости. Только так и можно, кажется, объяснить широту внезапно открывшуюся за поворотом.
Где-то здесь, на самом дне, возникает свет – невозможно же жить в постоянном подавленном состоянии, организм сопротивляется, ищет основания и мотивации; вот спираль отчаянья и начинает раскручиваться в другую сторону. Ну и раскручивается. До тех пор, пока не лопнет, болезная. Жизнь берёт своё, ага. Отрыгивая, на прощание, жирным маслянистым язычком плотного послевкусия.

Татарская еда неуловимым образом влияет на разрез глаз и очертания скул. На песенно-танцевальный ритм, в русскую подкладку которого зашиты чужие узоры.
Непрерывная, непрерывающаяся длительность нивелирует любые события, стирает их или же низводит до состояния разглаженных складок, которые, вроде бы, есть, но которые, вроде бы, не существуют.
Это касается как четвёртой части, в которой сходятся четыре темы финала (одна из них – цитата из самого себя – достаточно популярная песня «Летят самолёты», постепенно превращаемая едва ли не в хорал), так и всего симфонического цикла, качающегося от крайности «роман» к крайности «дневник».
Психологическая, без начала и конца, проза. Наш Пруст. Снятый, правда, на плёнке, изготовленной Шёсткинским химкомбинатом.



Locations of visitors to this page


Пятнадцатая: http://paslen.livejournal.com/1081869.html
Четырнадцатая: http://paslen.livejournal.com/1081484.html
Тринадцатая: http://paslen.livejournal.com/1081294.html
Двеннадцатая: http://paslen.livejournal.com/792255.html
Одиннадцатая: http://paslen.livejournal.com/714765.html
Десятая: http://paslen.livejournal.com/713782.html
Девятая: http://paslen.livejournal.com/709045.html
Восьмая: http://paslen.livejournal.com/708230.html
Седьмая: http://paslen.livejournal.com/707937.html
Шестая: http://paslen.livejournal.com/700735.html
Пятая: http://paslen.livejournal.com/690299.html
Четвёртая:http://paslen.livejournal.com/689751.html
Третья: http://paslen.livejournal.com/687094.html
Первая: http://paslen.livejournal.com/684075.html
Tags: Мясковский
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments