paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

  • Location:
  • Music:

Пятнадцатая симфония Мясковского (1933 – 1934)

для оркестра тройного состава (без контрафагота)



Непрерывность нарратива, возникающая из сцеплений опусов, набегающих один на другой, возникающих, каждый раз, из недр предыдущего, превращает симфонический цикл Мясковского в роман с ключом, состоящий из многих глав, предыдущие составляющие которого нужно держать в голове.
Вот и начало Пятнадцатой, стремительно набегающее порывом ветра, коренится во внутренней борьбе Тринадцатой и Четырнадцатой, приводящей к сшибке.
Мясковского можно было бы назначить главным в русской музыке пейзажным живописцем (именно его, а не, скажем, Рахманинова или Глазунова), если бы не отчётливое: его музыкальные ландшафты – проявление внутреннего пейзажа, уподобление одного другому: человека природе, природы – историческому процессу, никогда не стоящему на месте, незаметно передвигающемуся по планете в стадии постоянного становления.
Вступительное Andante, прежде чем включить главную тему, долго разбегается, прежде чем взлететь, превратив плавные валики симфонических волн в узорчатую определённость, то затихающую, то, вновь, вскипающую, закипающую вокруг почти сольного трубного зова…

Вот и вторая (узорчато-ритуальная – мы всё ещё в дебютном Andante), после вступительной разминки, волна сходит на нет, уступая место конкретности и определённости рельефа музыкального дна, который силится стать чем-то симметричным, то есть, незыблемым, но точно так же, как и предыдущие волны, отступает не в силах завладеть всей сценой.
Эта постоянная переменчивость, невозможность заполнения и, тем более, удержания кажется одним из главных фактурных свойств симфонического нарратива Мясковского.
Стабильная мелодичность, не прерываемая и длящаяся, как в классических симфониях эпохи романтизма, более не выдерживает давления, внутреннего и, тем более, внешнего, порождая модернистские искривления и посверкивания на границах переходов, закручивающих интровертные (или экстравертные) спирали – то ли едва ощутимых сквозняков, то ли снеговой позёмки, наползая на зрителя.



Вкрадчивая, осторожно ступающая, противоходом, вторая часть (Moderato assai) оставляет протагониста в полном одиночестве выцветающей на закате плоскости; рельеф духовного ландшафта перетекает в рисунок материальной довоплощённости, плавали, знаем и понимаем – место, твоё место в мире, локализуется до разреженной точки, откуда начинают выползать змеи рамочно-горемычных геликонов.
Рахманиновская раздольность сочится приручением окружающих сводов, по которым струится, стекая куда-то вниз… куда-то вверх. Цельность личной истории разворачивает оглобли антитезиса в интровертную воронку, с кучерявящейся бахромой краёв и предельной плотностью центра-тромба; вглубь! Вглубь!
Громада внутренней очевидности поступательно, облаком грозовым, выползает на авансцену, чтобы вновь улетучиться, раствориться, исчезнуть. Колебания эмоционального маятника, горизонтальных качелей, вечной смены ракурсов внутри одного, умопостигаемого, настроения. Пока оно не отползает, не отступает, перегорев.

Переползая через экватор (переползаем через экватор!), сочинитель возвращается к нахлынувшим чувствам, занятым у прошлого – в третьей части (Allegro molto, ma con troppo) возникает непрерывная длительность, ассоциирующаяся с романтической классикой.
Самая невеликая часть Пятнадцатой оказывается и самой цельной, сплочённой, разбрызгивающей своё постоянно восстанавливаемое единство.
Жанровая картина. Вальс, отправляющий к Глинке. Песенность (напевность), считающаяся неотъемлемой частью, почему-то обязательно должна быть преодолена, точно она – точка отсчёта и фундамент коллективного бессознательного, поверх которых и должно вызревать авторское усилие.
Вальс захватывает всё новые и новые монады, взрывает их изнутри фейерверками, опутывает атласными скрипичными лентами, смыкает в законченные, вещь-в-себе, фигуры, пузырящиеся, подобно бальным платьям.

Эпилог Poco Pesnte. Allegro ma non troppo зазывает в светлые покои духовым соло. Мы следуем за ним, а тут, расширяемое многочисленными духовыми, пространство убрано запахами и цветами.
Путешествие во внутренние покои должно быть бесконфликтным и стремительным – так поезд въезжает по рельсам, смазанным бесконфликтным маслом, в длительный тоннель, чтобы затем вырваться из него на просторы, на бесконечную, залитую солнцем, ничейную территорию, поросшую диким лесом, на которым поднимаются душные летние испарения.
Так готовится кода; так приближение финала подгоняет скорость перемещения, в благородном, запломбированном вагоне ты мчишь к освобождению из плена, совпадающего с последними секундами звучания.
Да, это мечта, это небыль, расписанная палехской избыточностью, превращающей лето – в осень, а дорогу – в бегство. Чем более плотной и непроницаемой становится советская действительность, тем больше акварели выплескивается на подрамник. Тем больше силы сопротивления ветреным векторам у сочинителя, берущего силу в корневой системе, недоступной для поверхностных волнений.
Можно воспринимать (как это и предпочиталось в советском музыковедении) силу развёрнутого, разворачивающегося в позитив звучания как всё более и более тесное слияние с победами, не имеющими поражений, однако, чем дальше в сторону, тем сильнее понимаешь, что двойной код свойственен не только Прокофьеву и Шостаковичу; сила музыки как раз и заключается в протеистической природе вечных изменений.




Locations of visitors to this page


Четырнадцатая: http://paslen.livejournal.com/1081484.html
Тринадцатая: http://paslen.livejournal.com/1081294.html
Двеннадцатая: http://paslen.livejournal.com/792255.html
Одиннадцатая: http://paslen.livejournal.com/714765.html
Десятая: http://paslen.livejournal.com/713782.html
Девятая: http://paslen.livejournal.com/709045.html
Восьмая: http://paslen.livejournal.com/708230.html
Седьмая: http://paslen.livejournal.com/707937.html
Шестая: http://paslen.livejournal.com/700735.html
Пятая: http://paslen.livejournal.com/690299.html
Четвёртая:http://paslen.livejournal.com/689751.html
Третья: http://paslen.livejournal.com/687094.html
Первая: http://paslen.livejournal.com/684075.html
Tags: Мясковский
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments