paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:
  • Location:
  • Music:

Тринадцатая симфония Мясковского (1933), одночастная



Отдалённый стук барабана, точно в дверь; стук, разгоняющий дырявые кружева сумерек; осторожные шаги меланхолии, предшествующей вступлению смычковой группы, которая скатывается с лестницы, озаряя окрестности прищуром неприрученных духовых.
В этом мире полувзгляд, полусад; в полураспаде времени суток и времени года, на окраине мира, существует человек (в доме, в избе с тёмными окнами), бытие которого протяжно и протяженно.
Вот и виолончель тянет жилы, жили-были; человек курит и дым образует вокруг него слои, схожие с геологическими. Мир наваливается на него симфоническим боком, то ли лесом, в темноте трясущим парализованными кистями, то ли последними новостями, сочащимися из прокопчённой радиоточки.
В этом мире нет телевизора, хотя, можно представить, что он есть, чёрно-белый, близорукий. За ним и на нём копится пыль, дым оседает едким запахом, духовые вычерчивают свои эпизоды, то ли наступая (давя), то ли отступая, волнами-волнами, поверх которых вышивают фаготы.
Звучание нарастает постепенно, хотя на жизнь отшельника это никак не влияет (может быть, пока?) Допустим, трубы выполняют роль внешнего вторжения; прибавь громкость, никакой робости, хотя…
…отдалённый стук из начала превращается в громкий грохот, от которого уже не скрыться. Дом накрывает грохот, оборачивающийся пустотой.
Пауза.


Юркие скрипичные смыслы сидят, чёртками, по углам тёмного дома; грызут сухари (?), по слепому телевизору транслируют репортаж из Моря Ясности; кубарем скатывается лунный свет, озаряя опушку. Лес точно становится ближе, свежее речное дыхание веет поверх верхушек серебряной, серебристой дорожкой, вычерчивающей коленца.
Кружащий и танцующий мир окружает недвижного человека, прислушивающегося с шорохам и стукам. Развитие напряжения кружит на одном месте, в центре которого – лохматая воронка, подпирающая бородёнку рукой.
Снова трубы (телефон?), но в избушке нет телефона; это мир просачивается сквозь брёвна и окна, сквозь закрытую дверь обмороками звуков, оборачивающихся демонами поражения.
…человек засыпает, слыша внутренний трубный зов, тихий и точно отдалённый, возможно, это внутренний голос, тихий рассказ, чистый расклад, тянущийся то ли иллюстрацией, или оммажем прошлому, которое, нет, не отменить.
Эта изба и этот человек – сон во сне, видимый со стороны, но и, одновременно, изнутри тоже. В чёрном-чёрном доме пустота и колеблется цветок на тонком-тонком стебле; отдалённо ухают зарницы, не приближаясь к дому и на пушечный выстрел.
Телефон? Телефон? Накатывает похмельем, зубной болью. Выпадением волос.
Снова пауза. Снова кружева. Снова лунный свет кончиком пальцев пробует холодную речную воду, прежде чем смешаться с ней, прежде чем выпить всю реку до дна.
Речной поток рождает ток. На внутренних стенках сосудов оседает усталость. С возрастом человек тяжелеет от накопленных впечатлений. Старость – это груз пережитого, каталог взглядов и чувств, всего записанного временем на корке и на подкорке. И это, кровяным или атмосферным давлением, тянет к земле, холодной и сырой.
Снова отдалённый стук…


Locations of visitors to this page


Тринадцатая: http://paslen.livejournal.com/1081294.html
Двеннадцатая: http://paslen.livejournal.com/792255.html
Одиннадцатая: http://paslen.livejournal.com/714765.html
Десятая: http://paslen.livejournal.com/713782.html
Девятая: http://paslen.livejournal.com/709045.html
Восьмая: http://paslen.livejournal.com/708230.html
Седьмая: http://paslen.livejournal.com/707937.html
Шестая: http://paslen.livejournal.com/700735.html
Пятая: http://paslen.livejournal.com/690299.html
Четвёртая:http://paslen.livejournal.com/689751.html
Третья: http://paslen.livejournal.com/687094.html
Первая: http://paslen.livejournal.com/684075.html
Tags: Мясковский
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments