paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Философия общего <критического> дела


Видимо, критика - это философия-light (или же современный заменитель философии, ибо для того, чтобы прочитать философский трактат или философскую статью требуется подготовка, а критическое ревю способен прочитать каждый), хотя бы и потому, что, подобно философу, критик всей своей жизнью (внутренней, читательской и внешней, институализированной) доказывает (должен доказывать) правоту своих постулатов.
Критический текст живёт не оценками, но анализом, движением мысли, которое может быть проделано заранее (до того, как текст был написан) или же, что много ценнее, когда текст и есть способ формулирования, передвижения из точки А. в точку Б., вагончик, в котором критик перемещается к ещё несформулированному (впрочем, вряд ли такой способ универсален, тут, скорее, я фиксирую свой собственный способ письма, на котором, поэтому, не могу настаивать - люди ведь из разных точек пишут).
Но очевидно, что с критикой происходит тоже самое, что и с философией - она институитизируется, то есть выхолащивается. Всё больше и больше людей с дипломами, преподающими чужие слова и шелестящими мёртвыми концепциями с десяти утра до шести вечера, всё меньше подлинных мыслителей, живущих на острие атаки, создающих актуальные, а не отработанные смыслы.
С помощью которых можно понимать новое и идти вперёд. Продвигаться.


Мысли всё жиже и всё поверхностнее, вот что убивает, но не добивает процесс. Подавляющее число публикуемых (или же обнародуемых) статей, ревю и обзоров дырку в обоях закрывают лишены хоть какого-то намёка на оригинальность. И те кто самим фактом своего существования должны предлагать мыслительные модели, чаще всего предлагают механическое, механистическое пережёвывание коллективного бессознательного.
Продвигают не свои собственные установки, но установки среды, клана или кружка.
Что отвратительно, но терпимо, поскольку швы почти всегда лезут наружу (ситуация О_С), куда противнее механизм порождения мертворожденных (ибо заимствованных, чужих) мыслей, сама имитация мышления (клановость точно так же не способна порождать живые конструкции, но она, хотя бы, учит изворотливости).
Критик должен задавать ориентиры, открывать/закрывать репутации, тогда как на бегу это сделать практически невозможно.
Многие люди оказываются жертвами автоматизма, спрашивая на бегу (поскольку у них нет времени углубиться в предмет и составить своё собственное мнение), получают точно такой же, наскоро записанный ответ.
Кто-то когда-то посчитал и взял на себя смелость пустить шепоток, что поэт C. или прозаик М. - это круто, и вот, какое-то время спустя, сотни людей, не задумываясь транслируют чужую, подчас корыстную мысль.
Собственно, так и работают практически все литературные премии, чьи расклады вызываются не читательскими потребностями и не экспертизой знаточеского сообщества, но кухонными раскладами и надобами, крайне далёкими от литературных.
Такая же беда наблюдается и в критике, где не хотят или уже не могут помыслить оригинального высказывания. И даже больше - ополчаются на мнение, стоящее на собственных ногах, а не выдернутое из магмы общепринятой репутации.
Критик это не тот, кто ходит на работу, нося с собой сокровенное знание где бы то ни было, критик - это философ, изнашивающийся от распирающей его правды, то есть, мыслитель, чьи метафизические резоны проигрываются на литературном сырье.
Много званных, но мало последовательных, готовых отстаивать несовпадение через отказ от благ и конвертацию репутации в мелкие блага, типа бесплатных поездок на международные книжные ярмарки и получение грантов.
В отличие от балета или спорта, здесь же не нужно уметь танцевать или, хотя бы понимать что-то в танце - вот он текст, тут и прыгай. Вот и прыгают. Специалисты по пересказу.

Как и философ, настоящий критик никому не нужен и в нём мало кто заинтересован, это ярмо, а не доблесть и честь, возможно, поэтому настоящие из критики и сбегают при первой же возможности.
Ну а остаются те, кто остаются. Кто не думает и не тратится, заранее зная внешний расклад, на пуховой подушке которого можно дремать десятилетиями.
Ощущение правоты зависит не от внешних, но от внутренних условий; в этом сила и слабость всех, пробующих себя на этом странном поприще, вызванном потребностями в мышлении и в осмыслении (и, оттого, всё-таки, неизбывными), вызванном борьбой с автоматизмом существования и мышления, а не тем, что вы сейчас подумали.


Locations of visitors to this page


Ещё про критику как волю к власти, основанную на тупом автоматизме среды: http://paslen.livejournal.com/918168.html
Про критику как правду и критику как неправду (Н. пишет не то, что думает): http://paslen.livejournal.com/1079729.html
Tags: литра
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments