paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

"Реквием" Верди, "Траурная музыка" Кругликова на Пасхальный фест


Концерт в переполненном до самых верхов зале начали с мировой премьеры сочинения Феликса Кругликова "Траурная музыка" (обозначенная на сайте фестиваля как "Триумфальная музыка"): ведь концерт посвятили памяти жертв недавнего японского землетрясения.
"Траурная музыка" оказалась небольшой, вполне удобоваримой пьесой для струнных, начавшаяся с мощного виолончельного всхлипа, поддержанного неожиданно набухшими скрипками.
Густые смычковые деревья, окружённые густыми контрабасными тенями, как в арпеджио всё время рвались вверх, обрывались и снова начинали бег. Денис Фридман сказал о Малере, но правильнее было бы говорить о позднем Шостаковиче, снятом на удивление беззастенчиво (и, поэтому, и о Малере тоже).
Только поздние виолончельные и альтовые сочинения Шостаковича, символизирующие "одинокий голос человека" погружают нас в шахту лифта, несущегося вглубь интровертной воронки, тогда как у Кругликова воронка вышла экстравертная, расплескивающая густое, пастозное звучание (на которое демонически однообразный Гергиев большой мастер) по всей плоскости концертного зала, кажущегося с галёрки неопознанным хромающим объектом, припадающим на обе ноги.
В зале было невероятно душно, из-за чего амфитеатры шелестели программками, точно на зрительские ряды опустились стада белых бабочек.


После небольшого перерыва деловито приступили к "Реквиему".
Несмотря на то, что в составе солистов была Ольга Бородина и Сергей Семишкур, запомнившийся мне по прошлогоднему концертному исполнению "Троянцев" (хотя тогда он болел и был не совсем в форме, но, тем не менее, запомнился) исполнение вышло рядовым, ничем особенно не выделяющемся.
Гергиев идеально освоил технику рамплиссажа, чем зауряднее и обыденнее играет оркестр, тем неистовее ведёт себя публика.
Надо сказать, что галерка даёт прекрасную возможность воспринимать общее звучание, и тогда начинаешь замечать, что хор, несмотря на плотное, осмысленное звучание, постоянно расходился с оркестром, что певцы, в духе спортивного олимпизма (выше, громче, шире, сильнее) крикливо штурмовали верхи (причём не только солисты, но и хористы).
Так, вероятно, должны выглядеть рядовые симфонические концерты дневных филармонических абонементов.
Однако, в зале было полно випов, от Германа Грефа и вплоть до Патриарха, извините, Кирилла ненавижу.
То есть, на лицо очевидное расхождение между замахом, поддержанным информационными технологиями и практически нулевым результатом.
О подобных феноменах сложно говорить в сугубо музыкальных понятиях (Денис правильно высказался: Гергивские концерты являются очень точным отражением всего того, что происходит в стране и в Москве, когда музыка, то есть, суть волнует всех в последнюю очередь) и говорить о нынешнем вечере, словно бы специально созданном для показа на телеканале "Культура", следует в категориях музыкальной социологии Адорно.
Но почему-то не хочется.

Вообще, странно, конечно. Концерт нельзя назвать провальным, все чётко и честно выполняли свою работу, но чего-то явно не хватало. Вот и поди объясни чего?!
Все логично и естественно экономили усилия - и хористы, и оркестранты, вымотанные пасхальным марафоном, слегка недотягивали, певцы перетягивали, наскакивая на верхи как бы сверху, Гергиев не гнал как это он обычно делает, но раскачивал ритм исполнения (некоторые из бурных фрагментов звучали как "Кармина-Бурана", какие-то отдавали "Половецкими плясками"), хотя, вероятно, следовало бы подпустить "движухи" - а то с таким трудом накопленная энергия тут же куда-то уходила, испарялась.
Писатель пописывает, читатель почитывает. Исполнители исполняют, посетители, так и не превратившиеся в слушателей, посещают. Всем спасибо, все довольны, событий в бесконечном информационном потоке и без того с избытком.
Изысканная и весьма изощрённая музыка Верди не захватывала, но и не отпускала. Звучала вещью в себе, лишь изредка касаясь слушателей ревматически скрюченными пальцами, из-за чего народ начал скучать и обмахиваться программками энергичнее (я бы даже сказал, ожесточённее).
Короче, концертом больше, концертом меньше...
Можно было и не ходить (к сожалению, эмоция, ставшая привычной после Гергиевских исполнений). Даже и написать особенно нечего.


Locations of visitors to this page
Tags: КЗЧ, Мариинка, музыка
Subscribe

  • Фототанка про Моне

    « Оммаж Руанскому собору» на Яндекс.Фотках « Оммаж Руанскому собору» на Яндекс.Фотках « Оммаж Руанскому собору» на Яндекс.Фотках…

  • Кандинский о Моне и цветопередаче Москвы

    Кандинский познакомился с новой живописью через «Стог сена» Моне, вы­ставлявшийся на выставке французских импрессионистов в Москве в 1895 го­ду.…

  • Моне. Порция декабрских строк

    Для всех опоздавших на поезд, в последний раз поясняю, что логики в этом тексте искать не стОит, здесь какие-то иные эффекты работать должны. Ибо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments