paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:
  • Location:
  • Music:

"Воевода" П. Чайковского. Опера в концертном исполнении. КЗЧ


Третий концерт тематического абонемента Геннадия Рождественского, целиком посвящённого творчеству Петра нашего Ильича, вышел самым удачным, неожиданным.
Вообще-то, композитор убил уничтожил свой дебют в оперном жанре и мы теперь имеем дело с реконструкцией.
Признав сочинение неудачным, Чайковский, тем не менее, активно пользовался находками, сделанными во время сочинения "Воеводы", заимствуя из него куски для других опусов (что, собственно, и позволило осуществить реконструкцию) - и этот непредумышленный полимпсест делает оперу неожиданно современной: коллаж из цитат (особенно эффектны пара тактов из симфонической поэмы "Ромео и Джульетта") сближает классика с творческими манерами сочинителей ХХ века.
Тем более, что и вся прочая музыка, точная, сочная, по-чайковски идеально красивая (хотя и не всегда, как мы привыкли, гениально выразительная) выглядит оммажем оперному жанру.

Написанный в год смерти Россини и сочиняемый параллельно вердиевскому "Дон Карлосу", во внутреннем своём развитии, "Воевода" и движется от одного пика итальянской оперы к другому, начинаясь в духе бельканто, по ходу мелодраматизируясь и всё больше и больше превращаясь в слёзовыжималку в духе "Силы судьбы".
Чайковский явно ориентировался не только на чёткие жанровые штампы, но и конкретные в каждую минуту звучания, музыкальные решения, отсылающие нас то к итальянским сладкоречивым композиторам, то, вдруг, выдавая в финале, ну, такого Бетховена, что вся авансцена встаёт на дыбы смычковой регатой.
Хотя, возможно, вопрос не только в индивидуальном развитии композиторского дарования, но и в общей эволюции жанра, которую Чайковский впитывал по ходу движения собственной жизни, в общем развитии общественных умонастроений, невольно отражаемых в звучащем материале.


Этому путешествию в жанр помогали два существенных обстоятельства. Во-первых, скупая на эмоции и очень дотошная интерпретация Рождественского, которую подхватили и певцы, в чьих усилиях не было никакого стилизаторства.
Во-вторых, вампука чудовищного либретто, созданного по пьесе А. Островского, к которому невозможно относиться всерьёз и которое задаёт ещё одну, дополнительную, степерь отстранённости от происходящего.
Колорит "Сцен из народной жизни XVII века" позволил украсить сладкоречивую итальянскость деревянной резьбой телесказок в духе Александра Артуровича Роу, которая, время от времени, отступает, уступая место дуэтам и ансамблям в духе "Свадьбы Фигаро".
Однако же, вспоминая первоисточник под названием "Сон на Волге", Чайковский, вдруг, даёт нашлёпку махровой русопятности, из которой затем вырастут оригинальность и своеобразие "Евгения и Онегина" и "Пиковой дамы".
Хотя сам "Воевода", несмотря на разлитую в нём красоту, выглядит основным прототипом мультика "Пиф-паф, ой-ёй-ёй", который вспоминаешь во время концертного исполнения, неоднократно.

Вот, оказывается, какое значение имеет, может иметь либретто! Без каких бы то ни было скидок, "Воевода" - замечательное произведение, хотя и далеко не лучшее у Петра нашего Ильича.
Какое там "не лучшее" - любая ученическая неудача Чайковского способна заменить в истории музыки цельный путь того или иного композитора, однако, ты-то, тем не менее, держишь в голове всё того же "Евгения Онегина", явившегося нам (вместе с "Золушкой" и "Травиатой") абсолютом жанра.
В отличие от вершин (справедливости ради, добавим к "ЕО" и "Пиковой даме" ещё и "Иоланту") "Воеводе" не хватает какого-то внутреннего простора, воздуха, сложно уловимой химии, высекающей искры из соединения литературного первоисточника и его музыкального сопровождения. Понадобился гений Пушкина, чтобы удвоить гений Чайковского, бла-бла-бла.
Хотя, конечно, "Воевода" крайне интересен именно как зерно, из которого затем всё и вырастет. Так главный тенор оперы (Степан Бастрюков) - почти готовый Ленский, его возлюбленная, похищенная воеводой, намекает нам то на Татьяну, то на Лизу. Не говоря уже о структуре, с началом из женского хора, исполняющего песню на русские народные темы. Не говоря уже о сливочной скрипичности, неожиданно вскипающей внутри симфонической волны, после чего на зал обрушиваются цунами головокружительных финалов.


Locations of visitors to this page
Tags: КЗЧ, опера
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments