paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:
  • Location:
  • Music:

Первая рецензия на "Сад камней"



На сайте радио "Свобода" появилось эссе Ольги Балла про мой "художественный дневник" "Сад камней", выпущенный издательством "НЛО".


"Он описывает процессы, происходящие в искусствах исключительно несловесных (или, по меньшей мере, таких, где слово внутри художественного целого не играет ведущей роли). Причём по преимуществу - в так называемых "актуальных": к ним причтены "видео, инсталляции, фотография, концептуальная живопись". Кроме того, вовлеченными в сферу авторского внимания оказался музыкальный и драматический театр, а также симфоническая музыка. Такой выбор определён не только личными пристрастиями зрителя-слушателя – хотя, конечно, книга как смысловая цельность держится на них в рещающей степени. Главное здесь - то, что, как считает автор (и вряд ли он один) именно через эти искусства "сегодня и проходит фронт работы с новыми смыслами". Причём литература, замечает Бавильский, "к сожалению, отстаёт". 

К сожалению ли – вовсе не так очевидно. Но к этому вопросу мы ещё вернёмся.

Задачу сам себе автор поставил очень интересную: "сравнительный анализ того, что происходит сегодня на разных «культурных площадках» ". И ключевые слова здесь, по моему разумению – "сравнительный анализ".

Дело в том, что сравнивать вещи столь разноустроенные (в самом деле, их объединяет лишь то, что всё это – искусства) возможно только из некой общей им всем точки наблюдения. В качестве такой собирающей точки нам предложено – присутствие человека-наблюдателя в культуре. Причём обыденное, телесное, пространственное, во всей совокупности его биографически заданных пристрастий, тяготений, идиосинкразий. И даже повседневных случайностей.

О каком бы художественном событии ни шла речь – выставке ли, концерте – Бавильский неизменно обращает внимание на то, что на его восприятие – и на выстраивание этого события в целом – на равных и полноценных правах работает множество разных факторов, по видимости внеположных искусству. Это – душевное и физическое состояние воспринимающего, его предварительные ожидания, его встречи и разговоры с собратьями по восприятию, характер пространства, в котором всё это происходит (кстати – очень мощный фактор).

Нет, Бавильский не пишет о себе. Было бы, думается, ошибкой видеть в "Художественном дневнике" исповедь или самоанализ (хотя, пожалуй, последний – правда, как действие сугубо инструментальное – там в определённой степени присутствует). Он рассматривает себя не как себя, но как субъекта присутствия и восприятия; ставит на себе своего рода эксперимент, результаты которого выходят далеко за рамки его эмпирической личности.

Получается своего рода феноменология присутствия – и преображающей работы - искусства в толще культуры и жизни..."



"...Культурная работа Дмитрия Бавильского (издавшего, кстати, на эту тему не так давно ещё одну книгу – "Вавилонская шахта", о которой мы уже писали: словесное проговаривание явлений музыки, живописи и скульптуры) кажется мне тем более важной, что её смысл – наращивание возможностей слова, усилие овладевать с его помощью всё новыми областями и превращать эти области из довербальных – в словесно артикулированные: то есть сообщение им, по сути, нового культурного статуса. Честно говоря, не могу припомнить, кто, кроме Бавильского, сейчас занят тем же самым. Вполне возможно, что это – индивидуальный проект, - тем более достойный основательной рефлексии, что задевающий культуру за очень чувствительные нервы.

Нетрудно догадаться, что работа этого рода – эстетическая лишь в одном из своих аспектов, - может быть, даже не в самом главном. Здесь речь идёт о чём-то более глубоком: о культурной тектонике и пластике, которые складываются не где-нибудь, а именно внутри каждого индивидуального восприятия – подробную картину которого и представляет нам Бавильский. Он, один из исчезающе немногих, показывает нам, "как это делается", "из какого сора" - взаимодействия художественных новинок с как будто личными (на самом деле – имеющими глубокие, разветвлённые корни) пристрастиями и сиюминутными настроениями - растут и крепнут большие смысловые (и предсмысловые) процессы. Даёт увидеть, как растут те "камни", - структуры культурного пространства, средства его разметки - которые невнимательному наблюдателю мнятся неизменными.

Вот поэтому "отставание" литературы от нынешних претендентов на культурное лидерство совершенно не кажется мне достойным сожаления. Скорее наоборот: благодаря этому "отставанию" она получает дистанцию, с которой может их все, ныне буйно расцветающие, рассмотреть, - и вызов, справившись с которым, она приобретёт (по крайней мере – имеет шанс приобрести) новые, пока не видимые нам отсюда возможности. А там, как знать, может быть – и новый культурный статус. Это тем вероятнее, что мы с вами живём в таком смысловом мире, в начале которого было – и задало его фундаментальные характеристики – не что-нибудь, а всё-таки Слово..."



Камни растут - Радио Свобода

Ольга, спасибо Вам большое за адекватность чтения!


Locations of visitors to this page
Tags: ссылки, я
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments