paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

"Андрей и Зоя" А. Малкина, АТВ


В небольшой компании журналистов и литераторов смотрел на АТВ предварительный показ документального фильма, который А. Малкин снял про Зою Богуславскую, жену и музу Андрея Вознесенского.
Из четырёх серий, которые со вторника будут показывать на телеканале "Культура" нам показали первую и последнюю (вообще, материала сняли так много, что хватило бы, как сказал режиссёр, на одиннадцать серий). После показа пришла сама Зоя Богуславская, которая хотела услышать реакцию и вопросы.
Но вопросов почти не было, сильно выраженной реакции тоже - так сильно задел и опустошил всех этот фильм, который снимали два последних года - в основном, когда ААВ был ещё жив (он умер только под самый финал съёмок и его немощь почти не показывали), только эпилог был доснят после.
В нём видно как изменилась пластика Зои - то, как она сидит и как говорит, лишившись главной оси своей жизни (не главной защиты, поскольку неизвестно кто кого поддерживал, а именно оси, скелета, позволяющего быть безальтернативно прямоходящей).
Зоя молодец. Ей завтра исполняется 83 года. Она бодра, хотя и не весела, язык не поворачивается назвать её старухой - светская дама, хотя и сильно потрёпанная жизнью и возрастом, но гвозди бы делать из этих людей.


Продюсировал фильм её сын, уговоривший на съёмки, и очень похожий на неё.
Зоя подробно и очень откровенно рассказывала о том, как ААВ увёл её из первой семьи, про первые свидания, про бездомность и безбытность (на фоне ора Хрущёва), про то как сама уходила от ААВ, который увлекался разными женщинами и два месяца пряталась от него; в последней серии вспоминала Лилю Брик и Маяковского (Малкин проводит здесь, под предлогом мемуара о знаменитом человеке свою собственную параллель), потом описывала смерть мужа, его последние слова; то, что он долго не остывал, что она не отдала его в морг; как не спала сколько-то дней, а всё говорила с ним, потому что он отзывался и был рядом - я не заметил, как у меня покатились слёзы, и я сдерживался; какие уж тут вопросы?
После экранной исповеди включили свет и было неловко смотреть ей в глаза (тем более, фотографировать), так как с тобой только что делились очень сокровенным - самым важным; большой-большой любовью, продолжавшейся 45 лет и которая никуда не ушла.
Несмотря на трагически типовой финал, мне захотелось сказать, что Богуславская очень счастливый человек - и потому, что ей выдалась такая интересная жизнь, и потому, что ей выпала такая неземная любовь, которая похожа на то, что бывает только в книжках и в фильмах.

Хотя, понятно, что жизнь с поэтом (тем более, Поэтом) - не сахар и требует самоотречения.
Мощи Богуславской хватило на двоих и за двоих - она не только сохранила себя, но и усыновила ААВ, которого в фильме постоянно называла инфантильным (хотя, думаю, что со временем их разница в возрасте постепенно сошла на нет; хотя, думаю, последние пятнадцать лет, пока развивалась и прогрессировала болезнь ААВ, она за ним так и ходила - как сильная, многожильная мамка.
Ну, да, какие-то подробности богемной жизни, встречи (одна из серий посвящена Высоцкому и Любимову, масса Ахмадулиной и Евтушенко), Хрущёв на трибуне (после этого совещания у ААВ было психосоматическое расстройство, когда его безостановочно рвало две недели подряд), но совершенно без пафоса и уклона в шестидесятничество - интервью снимали в хай-тековской студии, на дачах Иванова и в доме ААВ в Переделкино, в высотной квартире), даже не про поэзию и стихи, а про любовь, которая держала и держит.
Собственно, это и вызвало слёзы.

Малкин учёл опыт "Подстрочника" (самодостаточность обаятельного собеседника), хотя разыграл монолог Зои более изящно - с фотографическими и документальными перебивками, чтением стихов, движущейся камерой, расставляя акценты с помощью выхваченных из стихов цитат и выделенных красным.
Я не был близко знаком ни с ААВ, ни с Зоей, хотя, конечно, встречался с ними, разговаривал, имел к ним своё отношение (как каждый интеллигентный вьюноша нашего поколения), собственно, поэтому откликнулся на приглашение и поехал на Полянку, чтобы отдать долг даже не их, но своему собственному прошлому, однако, Малкину удалось повернуть монолог Зои таким образом, что эта история на какие-то минуты показалась и моей собственной.
Отсюда и сочувствие - не о себе и своей любви плачешь, но о той красоте, которая была возможна.
Не в смысле "у нас была великая эпоха", но "а счастье было так возможно" и, потому, оно действительно было.
Ну, а счастливые (тем более, если сильные и талантливые) люди всегда заразительны во многих своих проявлениях.


Locations of visitors to this page


вторник, 1 июня 2010 года, 13.58

ПоэтархДмитрий Бавильский  Поэтарх

Памяти Андрея Вознесенского

Именно Андрей Андреевич был главным поэтом для наших родителей, да ведь и для нас тоже. Первой и самой искренней любовью. Андрей Вознесенский прожил долгую, насыщенную и крайне интересную жизнь, достойную голливудского байопика. Ему удавалось многое и удалось главное — стать полномочным представителем поэзии в Советском Союзе, привить любовь к стихам, а через это и к интеллектуальным формам внутренней и внешней жизни тысячам людей. Подробнее


Tags: поэзия, телевизор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments