paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Первый концерт абонемента Рождественского. КЗЧ


Вообще-то, это должен быть второй концерт четырёхастного цикла, посвящённого творчеству Чайковского, который Маэстро подарил себе к восьмидесятилетию, однако, неделю назад Рождественский был болен; концерт перенесли на май. Пролог станет эпилогом.
Сегодня же давали музыку Чайковского, завязанную на скрипичные соло, которых особенно много в его балетах - из-за чего в своей традиционной уже, вступительной речи Рождественский назвал нынешнюю программу "самой популярной".
И в самом деле, что может быть легче и доступнее сольных номеров из "Лебединого озера" и из "Спящей красавицы", в которых солировал Александр Рождественский; сын.
Цельность мелкой нарезке отдельных номеров, прерываемых аплодисментами, создавала вполне балетная манера игры угловатого, будто бы не знающего как держаться на сцене, скрипача, который играл столь выпукло и фактурно, что, прикрыв глаза, легко представляешь себе танцовщиков.
Тем более, что Рождественский-старший ловко приглушал и отодвигал звучание Академической симфонической капеллы России, в которой подобные соло легко бы сделала первая скрипка.

Однако, обаяние циклов (и концертов) Рождественского - не в частностях, но в концептуальной целостности высказывания.
Его абонементы - монографические подборки, посвящённые одному композитору и его редко исполняемым произведениям (помню прекрасный шубертовский цикл, исполненный ещё в старом БЗК) или явлениям (предпоследний абонемент Рождественского был посвящён скандинавской музыке и я его пропустил - не до специалитетов мне пока что).
Особого смысла в предуведомительных лекциях Профессора нет, тем более, что во многом, дозволенные речи повторяют текст буклета, подготовленный всё тем же универсальным Геннадием Николаевичем.
Звучащее слово, не особо насыщенное, расползающееся, но, тем не менее, влияющее на послевкусие, симулирует традицию общедоступных концертов, исполненных просветительского пафоса, который был уместен в ситуации информационного дефицита.
Теперь же подобные выступления мирволят распространению и утверждению лености: Рождественский привычно обобщает известные сведения, облегчая задачу интересующимся.
Услаждая слух знатоков привычными, заезженными историями мелодиями.


После вступительного слова, начали абонемент "Серенадой для струнного оркестра", в своё время положенную Г. Баланчиным в основу балета "Эрос", первого балета, поставленного после организации "Американского балета".
Очищенный от тяжести оркестр, словно сердцевина маслянистого ореха, разгоняет серебренное и золотое; хотя, справедливости ради, следует сказать, что нынешнее прочтение Чайковского показалось мне очищенным от эмоций, суховатым.
Олимпиец, далёкий от бытовых волнений, утяжелённый величием, универсальный гений, типа Гёте, парящий над суетным миром - вне и без эмоций.
Точно так же, скупо и отстранённо, Рождественский дирижировал, как бы постоянно удивляясь игре оркестрантов, разводя брови домиком, помахивая камчатке.

Эту отрешенность слегка поколебал финал, в котором для исполнения Торжественной увертюры "1812 год", к оркестрантам Капеллы добавились духовики Центрального военного оркестра МО РФ, почему-то одетые в гусарские костюмы.
Ну, понятно, что нагнали шуму-пыли, продемонстрировав всю мощь медной артиллерии, мерцавшей и переливавшейся на периферии, куда там скрипочкам; кажется, впервые, оркестр выдал открытый звук (ну, правда, открытый звук был в ещё одном из фрагментов "Лебединого озера"), тут же выказав ограниченность диапазона.
Зато пробрало до печёнок, конечно, организм реагирует на музыку физиологически - литавры выбивают катарсис и стоячую овацию.



Locations of visitors to this page
Tags: КЗЧ, музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment