paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Стеклянный дом


Чужой, читаемый текст всегда автоматически синхронизируется с твоими личными обстоятельствами - как школьные контурные карты, калькой накладывается на сиюминутное настроение и время года (вид за окном) до твоего нынешнего возраста и ситуации в стране (теленовости фоном).
Странное свойство текста - быть одновременно осязаемым и прозрачным; с одной стороны, собираться, щепкой в глазу, помехой, но с другой - образовывать, поверх слов, собственное умозрение.
Нужны сборники (для начала стихов) соответствий, позволяющие проводить параллели между собой любимым и любимыми авторами. Что писал в 42 года Бродский? А Пастернак? А то, что тебе у них нравится, если в обратку, в каком возрасте было написано и, главное, каким внутренним или внешним событиям твоей жизни соответствует?
Какие тексты Пушкина или Лермонтова были написаны в марте? Как Пригов или Кушнер отреагировали на сход снега или наступление Пасхи?
Варианты таких хрестоматий можно продолжать до бесконечности, самое важное здесь - то, что читатель должен быть структурирован и организован как отрефлексированная и зафиксированная единица, чтобы вся работа уж точно не в холостую.


Поэзия, в отличие от прозы, больше зависит от жеста (написание как жест, кратковременная эмоция), поэтому получить её в чистом виде (интенционально очищенном, превращённом не в произведение даже, но в эйдос, в мысль) без примесей всегда много сложнее.
Значит ли это, что поэтические тексты сиюминутны и более поверхностны?
Всё зависит от качества и глубины мысли, которая не является результатом чтения, но которая есть сам текст, со всеми его движениями и течениями: когда писание стихотворения и есть фиксация мыслительного процесса (а не результата его). Очень редко, но бывает, совпадая.

Глубина мысли как-то завязана на её автономность от носителя; когда её можно оторвать от того, кто придумал (высказал, написал) и выбросить выпустить в жизнь.
Глубина рождается эхом, объединением: чем больше людей могут воспринять твою мысль, тем она оказывается глубже (содержание способно постфактум налипать, нарастать снежным комом). Такая мысль способна преодолеть кулисы конкретного момента времени и выйти в открытое, стать отдельной, автономной единицей.
Одна из самых существенных проблем нынешней поэзии - она живёт под собою не чуя страны, не передаёт суть времени, суть текущего момента. Текст, который (если отвлечься от конкретики личности автора и эпистолы его пребывания - мод, течений и умонастроений) в любой другой момент исторического развития (особенно это касается эскапистских стихов о себе любимом и о внутренних переживаниях, взятых крупным планом).
В лучшем случае передаются его, времени, приметы (как в публицистических высказываниях, набор механически сочетаемых инфомемов).

Хорошо, должна ли, с другой стороны, поэзия быть завязанной за своё время? Что я должен брать из стихов? Что узнавать и чем питаться? Не информационным же мусором, шумом (а не гулом, способным породить твои личные реакции). Допустим, цветы вырастают из сора, но зачем мне мусор вместо цветов?
Или, если зайти с другой стороны: тексты золотого или серебрянного века, даже если ты не знаешь, кто их написал (и когда) тонкими какими-то, едва уловимыми позывами, испускаемыми формой и содержанием, позволяют тебе определить не автора, но эпоху.
Точно так же с шестидесятниками (как XIX, так и XX века), однако, если ли существенные различия в технике письма и, тем более, технике мысли, позволяющие мне отличить недавно написанное от чего-то сделанного, ну, скажем, перед самой московской олимпиадой?

А, может быть, расхождение между означающим и означаемым, характеризующее постиндустриальную эпистолу, навсегда развело форму и содержание, мысль и размер?



Locations of visitors to this page
Tags: литра, поэзия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments