paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

"Они" В. Пивоварова в ММСИ на Гоголевском

30.35 КБ



Концептуализм Виктор Пивоваров преодолел так же легко, как и сюрреализм.
Хотя на выставке "ОНИ" есть и зал с чисто концептуальными, тёмно-зелёными ассамбляжами ("Время РОЗЫ"), а так же пара залов с альбомной графикой, весьма, кстати, похожей на циклы Кабакова - стишок, посвящённый Милене ("Милена и духи") и раскадрованный на отдельные листы, каждый из которых посвящён одному духу, посетившему Милену.
В Музее висит другой цикл, иллюстрирующий стихотворение - по две строки на лист ("Они вернулись"), а самый маленький зал-отсек, посвящён тематически связанным рисункам пером - тонким, кудряво-воздушным, заставляющим вспомнить о Гойе.
Есть и особая выгородка с акварелями, нанесёнными на ребристую картонную поверхность, расчерченную с помощью угля - небольшие, похожие на средневековые миниатюры, написанные по мотивам, ну, например, Шагала, шероховатые.

Драматургический конфликт возникает уже в первом зале с большими картинами - "Совершенные" (имеются в виду большие круги, наложенные на человеческие фигуры или существующие на отдельных квадратных холстах.
В следующем, через один (там, где "Милена") вытянутом зале висят картины, на которых люди превращены в животных.
Обычные (или не очень) бытовые мизансцены - смс получил, самоубийство, танец разыграны человеческими фигурами со звериными мордами. Здесь, как и в случае с кругами, фигуры существуют на стерильном, однородном фоне.
Именно он, фон, отсутствующий, отчуждающий, выдавливает композиции на авансцену.

36.32 КБ

Отсутсвующий фон приравнивает сюрреалистические композиции в особое, метафизическое измерение; это уже не абсурдизм, подчёркивающий нелепость ситуаций или языковую заштампованность - отсутстсвующий фон переносит художественные усилия внутрь сознания - художника, зрителя; делает их не сюрреалистическими видениями, но феноменами какого-то иного порядка.
Обычный сюрреализм работает с подсознанием, тесно заставленными снами и видениями. Пивоваров расчищает внутреннее пространство грёзы, помещая своих персонажей в иную физическую ситуацию.
На левой стороне проходного зала - пейзаж с эйдосами, на сцене справа - длинное, гладкое, ярко-сочное панно с изображениями "Бессмертных", развёрнутых в профиль.

44.90 КБ

Но прежде чем дойти до "Бессмертных" проходишь мимо "Стеклянных" бюстов, внутри которых Пивоваров разместил крохотные инсталляции, точнее, их макеты. Они обобщают нарративную находку художника, сшивающего разнородные явления в кентаврических мутантов - совсем как в сказке про Алису, где стол и яичница сосуществуют в рамках одной загадки.
Колбы-бюсты выступают из точно такого же отсутствующего фона, как и фигуры на холстах; вокруг кислород и белые стены, ничего более. Стоят полупортреты тесно, за них не зайдёшь, да и, скорее всего, не нужно: как бы случайно, в углу кабинета со "Стеклянными" высится ампирный камин с зеркалом.
Констатирую: отражение свидетельствует, что смотреть на "Стеклянных" лучше с фасада.

42.59 КБ

Самые поздние картины (прошлого года) находятся в зале после декоративных "Бессмертных" - это цикл портретов философов "Русские ночи"; большие, тщательно выписанные по фотографиям портреты эстетически близких Пивоварову художников (Кабаков с бутылкой, трагический Пригов, сосредоточенный Сорокин и Монастырский, к Володе льнём собака, Пепперштейн, одухотворённый, точно молодой Есенин), поэтов (Бродский, Холин), писателей (Лимонов, Мамлеев, Сорокин - лицами прямо в экран), философов и идеологов (Мамардашвили, Пятигорский, Гройс, Даниил Андреев).
Писатели даны лицами, художники наделены антуражем и вписаны в фон, философы блестят лбами.
Строгие, чёрно-серые портреты, застрявшие между гиперреализмом Файбисовича и постмодернистским медийным монументализмом Врубеля-Тимофеевой, с генетической памятью о концептуалистской бесчувственности, но при этом, не лишённые потаённой теплоты к соратникам по поколению, кругу, к предшественникам и наследникам.
Здесь, в финальном цикле, фон и манера сравнялись. Фенита. Бинго.

44.07 КБ

Бонус
Интервью с Пивоваровым в "Итогах": http://www.itogi.ru/iskus/2011/6/161705.html


Locations of visitors to this page
Tags: ММСИ, выставки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments