paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Ханеке у Гордона


Давно хотел посмотреть "Белую ленту" М. Ханеке, из-за чего, вынужденно, захватил и передачу "Закрытый показ", с чудовищным по глупости и тупости обсуждением. Каждый раз зарекаюсь смотреть чудовищные ток-шоу Первого канала, и каждый раз попадаюсь на какую-нибудь уловку (нынешняя - участие в обсуждении самого режиссёра и членов его съемочной группы).
Но у участия во всем этом безобразии есть и маленький плюс - сегодня, кажется, мне удалось сформулировать отчего мне так неприятен Гордон, говорящий, на первый взгляд, логичные и правильные слова.
В прошлый раз, когда я смотрел передачу Гордона с участием Михалкова, основной фокус внимания приходился на режиссёра, Гордон оставался в тени. Когда Гордон, со скорбной миной и хамскими выражениями, размазывает опусы отечественных кинематографистов, вступая на зыбкую почву отсутствующих критериев, поймать его за руку слегка сложно - арт-хаус на том и выезжает, что кому-то нравится, а кому-то нет.
Случай Ханеке же выглядит вскрытием приёма, со всей очевидностью доказывая, что Гордон умеет лишь хамить со скорбной миной - таково его театральное амплуа, схожее, кстати, с амплуа многих передовых публицистов, которым нечего предложить (обделены талантами), кроме гражданского негодования или же гражданской скорби.
Оказывается, что все эти гримасы - сугубая имитация.


Ханеке снял абсолютный шедевр, тем более редкий и уникальный, что в наше время таких фильмов уже давным-давно не снимают.
"Белая лента" - фильм не только глубокий, но и углублённый (одна из основных "проблем" нынешнего кино в том, что драматургические складки чаще всего выходят неглубокого залегания, лишены амплитуд и легко сглаживаются в единую, неволнистую линию, лишённую зрительских волнений), пластическое совершенство которого столь изобильно, что вылезает на области сопредельных искусств.
Точность и точёность исполнения (чего стоит одна только базисная чёрно-белость фильмы, говорящая о том, что есть хорошее и плохое, а все переходные полутона серого - от лукавого) учитывает достижения и открытия видеоарта и литературной многомысленности, многополярности; "Белую ленту", простроенную на всех уровнях полифоническим многообразием повторений, точно музыкальное произведение, хочется назвать "фильмом-романом", тонкой и глубокой книгой, романом идей.
Ханеке экранизировал художественный текст, но делал не экранизацию, но конгениальное книге высказывание, уравновешенное и сбалансированное; притчу, выдерживающую массу прочтений.

Именно на это совершенство Гордон ополчился с дежурными филиппиками, показывающими, что ему, на самом деле, всё равно что говорить и что критиковать. Главное - чтобы шоу продолжалось. И чем нелепее и громче будет обсуждение, тем лучше.
Есть передача, которая должна выходить с некоторой регулярностью, всё прочее - мускулатура речевых аппаратов, гомонящих со своих трибун (и неважно кто и что говорит - даже самые забубенные интеллектуалы, говорящие правильные слова, выглядят у Гордона полными идиотами) и макулатура громокипящего бреда.
Ведущий лишь поддерживает температуру кипения любыми доступными ему и его помощникам, способами.
Понятно, что это же тв, да, к тому же, Первый канал, то есть, сутью и высказываниями по сути, здесь не занимаются, но подлость ситуации в том, что Гордон своими печально-собачьими глазами имитирует именно это - тень сути, следы интеллектуальной полемики, разрешённую остроту.
Тотальная имитация не слишком заметна, если возникает на фоне точно таких же имитационных, ходульных артефактов отечественных кинематографистов, но становится вопиющей, если сталкивается с чем-то настоящим, подлинным.

Тем более, в случае с Ханеке, снявшем фильм о лицемерии и непредсказуемости последствий наших действий. Дети, воплощающие в "Белой ленте" непонятно откуда берущееся зло, оказываются лакмусовой бумажкой поведения взрослых, проявляющим сокрытое и потаённое, растворённое в воздухе.
И если идиллическая жизнь немецкой деревушки начала ХХ века порождает чудовищных монстров, даже страшно подумать о том, что порождают нынешние времена.
В этом (и в этом тоже) смысле, фильм Ханеке обращён в будущее и намеренно лишён исторической подосновы: имитация - понятие универсальное и вневременное.
Подлость Гордона не только в том, что он (есть такой хороший принцип "хлеб за пузом не ходит") самоутверждается за чужой счёт, собирая свой тупой посреднической процент за всё, что движется (как на киноплёнке, так и в зале обсуждения), но и пытается себя выдать за то, чем он не является, не являлся и никогда не будет являться, инфицируя этой имитационностью всех, кто смотрит его передачу.


Locations of visitors to this page
Tags: телевизор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments