paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Category:

Александра Филоненко "FARСE"


Переслушивая сегодня пьесы финалистов YouTuboвского композиторского конкурса замечаешь, что полгода спустя многие сочинения звучат иначе.
Некоторые из них сильно просели, другие же, напротив, набрали дополнительной яркости.
Вместе с Сашей Филоненко мы сегодня обсуждали её пьесу "Фарс" (мне, против воли автора хочется писать название опуса по-русски), записью которой она дико недовольна, но которая, тем не менее, даёт определённое представление о структуре и о замысле.
Вместе с Сашей мы проделали тот же самый эксперимент, что, в своё время с композиторами Невским и Курляндским, когда я описывал свои ощущения от пьесы (внутреннее автоматическое кино), а Саша комментировала свой замысел. Если вам интересно проделать тот же самый путь и сравнить внешнее и внутреннее прочтения, то вам под каст кат.


Вот, смотрите: из постепенно нарастающего хаоса трещалок, пополам со скрипичными запилами, возникает нечто – тихое, медленно вползающее, расползающееся скрипичное наваждение, спотыкающееся о острые края духовых и постоянно мутируя через внутренние метаморфозы. Процесс то затихает, то возобновляется, волны звуков догоняют друг дружку и смешиваются в шипение или же скворчание, обрамленное всевозможными ударными.
Ближе к середине всё начинает смолкать, терять силу, вывариваться, смеркаться. И на этом фоне тотального опустошения и тишины выступления смычковых становятся более организованными. Они как бы перегибаются через точку невозврата и преобразуются в какое-то иное, слегка более органично (мелодично) звучащее агрегатное состояние. Пока группой вступившие медные духовые не стряхивают всю эту смычковую, скрипичную испарину. Духовых становится всё больше и больше, они теснят смычковых, о, чудо – пауза. Тишина (как вторая точка невозврата), после которой альты и скрипки исчезают окончательно, уступая место финальному звуку, возникающему на гранях бокала с водой, который приходит как бы на смену всему остальному звучанию оркестра – так солнце, закатываясь за море посылают из-за туч и из-под линии горизонта последний луч…

Комментарий автора:
Да, так и есть, Дмитрий! Я расскажу о названии пьесы. Идея пьесы непосредственно связана  с её драматургиeй. Я таким образом развивала пьесу, чтобы при каждом витке развития сталкиваться с драматургическим, смысловым кадансом, чтобы они (кадансы) к которым всё ведётся, являлись толчком для нового витка. Если вы помните Дмитрий, я как-то упоминала о драматургии Бетховена и тематического развёртывании Баха. Взяв эти принципы я использовала их в своей пьесе. Далее, "ФАРС", с одной стороны чистая музыкальная композиция, но с другой стороны, я привнесла некоторые элементы музыкального театра, кот. мне сейчас стилистически близок. В тех местах, где музыканты машут партиями, листками бумаги,  возникает котнраст ветрянной машине, (кот. тоже не было на репетиции).
Т.е. здесь происходило переосмыслевание исполнительских способов звукоизвлечения. Привнося элемент театральности, мне хотелось раздвинуть рамки восприятия "пьесы для оркeстра". Также я пыталась через форму пьесы раздвинуть музыкальное пространство. Если вы заметили,там существуют три "стихии": звук, воздух, вода. Именно работая с этими составными я и создала мою пьесу.



Locations of visitors to this page
Tags: музыка
Subscribe

  • Слово дня. Саккада

    Процесс чтения с биологической перспективы — это не непрерывное движение глаз по тексту, а быстрые движения глаз, которые называются «‎саккадами»,…

  • Слово дня. Пентименто

    Пентименто - это один из художественных приёмов, используемых художником, когда он хочет внести в своё произведение более или менее значительные…

  • Слово дня. Вёдро и сувои

    Из "Господ Головлёвых", щедрых на старинные, витиеватые слова (одно " умертвие" чего стоит), решил отметить два пейзажных. " И плодовитый сад,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments