paslen (paslen) wrote,
paslen
paslen

Categories:

Дневник читателя. Набоков "Возвращение Чорба"


Набоков похож на пианиста исполнителя-виртуоза, пребывающего в сплошной, тотальной актуализации высказывания: ни одной ноте на автомате, ни элемента под сурдинку.
Каждый пишущий знает о спонтанно возникающих "строительных лесах", плеоназмах, выскочивших по инерции словах (конструкциях, очертаниях); как бы ты ни был талантлив и подкован, всегда возникает мусор баланса - так, де, устроено наше мышление, скользящее поверх русла рек и всех этих заводей; ведь ординарностей всегда больше; так вот Набоков сводит эту гладкопись к минимуму - удовольствие начинаешь получать только если не перепрыгиваешь, не обгоняешь, но идёшь рядом с ним, ровно с ним, след в след.


Первый вариант сборника был поделён между стихами и рассказами, что правильно: прозаические тексты здесь более импрессионистичны, открыты, поэтичны, чем в более поздней "Весны в Фиальте" или рассказами написанными по-английски (каждый из них тянет на небольшую повесть), вплоть до бессюжетных зарисовок ("Ужас", "Путеводитель по Берлину", "Катастрофа").
По сути, повесть здесь только одна - рассказ о цирковом карлике ("Картофельный Эльф"), легко, при желании, экранизируемый. И, наоборот, "Сказка", экранизированная с Гурченко, в 90-ые - пример антифильма, мгновенного полароидного снимка, имеющего некоторый тормозной путь и объяснившего, что новеллистика Набокова - последыш романтизма, в самом что ни на есть классическом изводе; продукт разложения жанра и мировоззрения, школы и тд. И если По опоздал к раздаче, то что ждать от Набокова - ко времени его рождения жанр уже так странно и страшно мутировал, что все эти карлики да карлы - вполне логическое продолжение эволюции, запущенной в открытый космос и там запущенной. Дальше только Линч...

Но главное, всё ж таки, не литературоведческие определения "порта приписки", но осязаемое (едва ли не вяжущее, гранатовым соком) послевкусие.
Замёчено: в памяти остаются сюжеты и характеры, а отнюдь не детали, пусть даже и самые яркие и вкусные. Мгновенно, шутихами, они вспыхивают в мозгу, тут же давятся языком, как икринки, впитываются и забываются (прогорают).
Выясняется, что Набоков - идеальное сочетание стиля и сюжета (то, что мучает меня в повествовательных больше всего остального: что важнее, стиль, которому если уделять внимание, тормозит развитие сюжета или же сюжет, который неинтересно писать голой схемой без углубления в стиль, который тормозит, если его поддать и ему поддаться - и где та грань соединения того и другого?!)
У Набокова "стиль" включён в сюжет, он не торчит, не выпирает стилистическим примочками, но выполняет вполне функциональные задачи. Описание идёт не само по себе, но оно, точно, подведомственно наррации; так как стиль включён в фабульное приключение, то наррацию интересно писать за счёт пристальной проработки каждой фразы.
И так работать не скучно даже тогда, когда всё придумано заранее: углубляясь в разработку, постоянно делаешь отнюдь не только метафорические открытия.

Locations of visitors to this page
Tags: дневник читателя, литра, проза
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments