В медицинской энциклопедии есть громадный список навязчивых состояний. Каждой твари по серьге. Особенно меня умилили бесплодные мудрствования, которые выражаются в размышлениях, лишённых какого бы то ни было смысла (то есть, получается, что вся философия - одно сплошное навязчивое состояние.
Между прочим, весьма душеполезное чтение, много рассказывающее о принципах детского хронотопа. Например, в серьёзные навязчивые состояния исследователи относят перешагивание трещин на асфальте или пересчитывание зажженых окон в доме напротив.
Я тут вспомнил, как у меня под воздействием этих самых "Калош счастья" ко мне, маленькому, излишне впечатлительному человеку, прилипла мелодия похоронного марша Шопена, которая постоянно прокручивалась в моём доверчивом мозгу. Стоило вспомнить, что у меня есть навязчивое состояние (речь идёт о пяти-шестилетнем возрасте), как тут же начинал звучать омерзительный Шопен, из-за чего я до сих пор этого великого польского композитора слушать не могу.
До сих пор осадок пройти не может! От одного слова мазурка внутри что-то смещается. И даже мощная прививка официальных похорон (Брежнев - Андропов - Черненко), во время которых звучало много хорошей музыки, в том числе траурное адажио из седьмой симфонии Бетховена.
Это я к тому, что, вероятно, самыми страшными являются не фильмы и книги, но музыкальные опусы, которые в силу своей полной абстрактности, идеально ложатся на психологическую ситуацию того или иного человека, того или иного момента в человеке.
Я вспоминаю, к слову, детские впечатления от седьмой симфонии Шостаковича - ведь действительно от шествия фашистов мурашки по коже. Или, там, "Петя и волк" Прокофьева.... Отдалённая узнаваемость порождала такие фантомы, до которых сюрреалистам рОсти и рОсти...