Холод, как и тепло, имеет свои цвета; запахи имеют свою густоту и наполненность; тронулись с места, тронулись; мимо проехав
"Сен-Жермен" (1867) из Национальной галереи в Берлине, сделанный из окна, выходящего на один из самых насыщенных и концентрированных районов Парижа, портретирует отнюдь не Церковь, стоящую посредине и заполненную (если судить по розе над входом и цветом крыши) небом до самых своих краёв, но общее ощущение от места.
Храм и дома вокруг слегка прижаты, приплющены, уступая место городской толпе, кэбам и деревьям, дублирующим тусовку (каждое дерево индивидуально, но, с другой стороны, составляет часть общности), веществу городской жизни, веществу времени, разлитому в кварталах и делающих городскую декорацию фоном.
Насыщенный голубой, пронзающий дома и здания, оказывающийся составляющей стен и окон (не говоря уже об одежде людей, окнах и тенях на дороге) объединяет всё в единое целое, на которое накладываются многочисленные складки и ежемгновенные изменения. Ранний Моне идёт от жирного контура (здесь он, как и положено реалиям парижской жизни, серый), наполняемого от краёв внутрь. Сближая изображаемое с витражом, подсвеченным изнутри. Позже контур будет размываться и исчезать для того, чтобы внутренние стихии и внутреннее содержание хлынули наружу, затопив магмой и хтонью, перемешанной с кувшинками, всё окружающее пространство.
И ещё. Интересно сравнить эту раннюю работу с включением готического портала с серией Руанских соборов - хотя бы для того, чтобы увидеть как далеко Моне уйдет в развитии своего собственного метода.